Транскультурные аспекты по Н.Пезешкиану
Зависимость форм работы от транскультурных факторов в менталитете.
Изумление, которое я испытывал вследствие своего транскультурного положения между Востоком и Запа­дом, особенно усиливалось тогда, когда я помогал род­ным и друзьям, которые искали в Европе медицинской помощи. Тогда меня как «переводчика между двумя ми­рами» особенно поразило, как мало совпадает то, что го­ворит больной о своей болезни, с диагнозом и лечением врачей-специалистов. Я постоянно спрашивал себя, по­чему врачи лечат только тело, тогда как, очевидно, что причина болезни в душе, в психике. Подобные мысли приходили мне в голову, когда я замечал это несоответ­ствие, это отклонение от поисков главной причины в суждениях моих коллег при лечении сердечно-сосудис­тых заболеваний. Становилось очевидным, что для лече­ния пациента самым главным, определяющим является специальность врача, но отнюдь не физическое и психи­ческое самочувствие больного.

В третий раз мне пришлось столкнуться со своеобра­зием мышления на Востоке и Западе при следующих об­стоятельствах. Родители воспитывали меня в духе рели­гии Бахаи (бахаизм). Но в Тегеране я ходил в католи­ческую школу. Уже там я испытывал на себе влияние различных культур. Глубоко восприняв идею терпимос­ти бахаизма, я спрашивал себя, почему существует так много предрассудков и предубеждений между людьми в современном обществе?

Благодаря этим наблюдениям и размышлениям я стал обращать внимание на значение и роль психосоциальных норм в процессе социализации и в возникновении меж­личностных и внутриличностных конфликтов. При этом я обнаружил, что как у европейских, так и у восточных пациентов за симптомами, как правило, скрываются кон­фликты, причины которых коренятся в целом ряде постоянно повторяющихся форм поведения. Поэтому я по­пытался эти формы поведения свести в определенную систему, объединив в ней близкие понятия, и составил так называемый инвентаризационный список, при помо­щи которого можно описать центральные сферы кон­фликта. В связи с психосоциальными нормами я задал себе следующие вопросы: Почему возникают конфлик­ты? Каким способом можно объективно описать и оха­рактеризовать эти конфликты? Что скрывается за симп­томами психических и психосоматических нарушений и ограничений в межличностных отношениях? Есть ли возможность соответствующим образом лечить эти нару­шения?