Стадии взаимодействия
Основные формы (стадии взаимодействия) партнерских отношений. Механизмы формирования положительных и отрицательных аспектов между партнерами.
Независимо от того, что является смыслом событий и взаимоотношений в рамках партнерства, любые взаимо­отношения партнеров ограничиваются тремя возможнос­тями, тремя стадиями взаимодействия.
Стадия привязанности
Основа ее - поиск партне­ра, желание быть вместе с другими людьми и стремление к сплоченности группы, например, семьи. Можно сблизиться с партнером, познакомиться с ним, найти в нем симпатичные черты, захотеть быть с ним откровенным, стремиться к интимности. Происходит дифференциация способности любить. Иными словами, благодаря разли­чению, т.е. дифференциации, чувства приобретают соци­альную окраску.

Способность любить в своем развитии начинает распределяться по четырем параметрам:
1
во-первых, как я отношусь к себе самому, принимаю ли или отвергаю себя (Я)
2
во-вторых, как я отношусь к партнеру с его способностью любить и быть любимым (Ты)
3
в-третьих, как я отношусь к другим людям, к об­ществу и как оно относится ко мне (Мы)
4
и, наконец, в-четвертых, как я отношусь к мировому сообществу, и ка­ково мое мировоззрение (или религия), влияющие на ха­рактер моих отношений (Пра-Мы)
Способность любить в своем дальнейшем развитии порождает такие первичные способности, как любовь, терпение, время, контакты, доверие, вера в возможнос­ти другого, надежда, вера, сомнение, уверенность и единство.
Если потребность в привязанности становится у чело­века доминирующим поведением, занимающим большую часть времени и повторяющимся вновь и вновь в его вза­имоотношениях с людьми, то мы говорим тогда о наив­но-первичном поведении. Этот тип реакции является следствием, как правило, сверхопекающего стиля воспи­тания, при котором на первом плане стоят первичные способности. Наивно-первичный тип соответствует стру­ктуре невротической депрессии. Ведущая реакция - «бегство» в одиночество или «бегство» в общение, обес­печивающие солидарность и защищенность. На стадии привязанности могут возникать следующие формы парт­нерства: партнерство как собственность, которой облада­ют, как благотворительное учреждение, как пакт о вер­ности, как узы, партнерство из вежливости и благодар­ности, партнерство как заветная мечта, как дополнение, как альянс, как религиозный долг, как тихая пристань для отдыха, как место для встречи, как место для испо­веди, покаяния.
Стадия различения
Своего партнера можно узнать лучше только тогда, когда начинаешь внимательно при­сматриваться к тому, какие свойства у него есть и каких нет, хорошо ли он выглядит, какая у него про­фессия, из какой он семьи, какой религии или какого мировоззрения придерживается, какие его качества нравятся, а какие не нравятся, — и только тогда вы­брать его. Это происходит по мере дифференцирова­ния способности познавать и формирования вторич­ных способностей, которые
помогают человеку овладе­вать природой и утверждать свое место в обществе.

Из способности познавать развиваются вторичные способности, такие как пунктуальность, любовь к поряд­ку, опрятность, вежливость, верность, справедливость, бережливость, усердие, деятельность/достижение, на­дежность, точность и добросовестность.

Первичные и вторичные способности мы называем ак­туальными способностями. Актуальные способности формируются в процессе социализации и приобретают то содержание, которое соответствует социально-культур­ной системе отношений. На актуальные способности также накладывают отпечаток неповторимые условия ин­дивидуального развития. В качестве концепций, жизнен­ных установок они становятся неотъемлемой частью структуры личности, образа «Я», и определяют те пра­вила игры, по которым человек воспринимает свое окру­жение и справляется со своими проблемами. Влияние ак­туальных способностей направляется по изображенным выше четырем каналам.

Если способность к различению становится односто­ронней и начинает преобладать, то мы говорим о вторич­ном типе реакций. В этих случаях характерно «засилье» навязчивой невротической структуры. Невротик защи­щается от угрожающих естественных влечений своей способностью к «сверхдифференцированное» и заго­няет их в корсет своего педантичного образа жизни. Все вещественное вытесняет - мир чувств. Типично «бегство» в активность.

На стадии различения (дифференцирования) могут развиваться следующие формы партнерства: партне­рство по деловым соображениям; партнерство как место, где приобретают знания, опыт; партнерство как отдых; партнерство любой ценой; партнерство как самоутверждение; как последствие; как наука; как удовлетворение влечения; как наказание; как ментор­ская помощь.
Стадия отделения
Это прежде всего стремление противопоставить слишком большой привязанности свою самостоятельность, иметь свои особые интересы и следо­вать им отдельно от партнера, думать больше о реализа­ции своих возможностей, чем о партнерстве, проводить границу между Я и Ты и в конечном счете освободиться от партнера, расстаться с ним. Единство, цельность лич­ности означает интеграцию актуальных и базовых спо­собностей в структуре личности человека. С этим связа­на определенная автономия, значение которой увеличи­вается с взрослением человека. Если на ранних этапах своего развития привязанность делала человека зависи­мым и предписывала ему определенные правила поведе­ния, то по мере взросления он все меньше нуждается в этих информациях извне. Он усвоил эти правила, и они стали его жизненными концепциями, которыми он руко­водствуется уже самостоятельно в отношении себя и дру­гих. В этом случае мы говорим о стадии отделения, кото­рая характеризует личность, приближающуюся к зрелос­ти и достигшую ее.

Многие люди колеблются между отделением и при­вязанностью, они хотели бы быть самостоятельными, од­нако с трудом переносят эту самостоятельность; или добиваются благосклонности партнера, но в своем стрем­лении к свободе хотят отделаться от этой благосклоннос­ти. Мы называем такой тип людей типом «двойного за­хвата» и говорим также о структуре истерического нев­роза. Такие люди легко поддаются руководству со сторо­ны других, принимая случайные предложения, которые сулят новые возможности, а потом эти люди оказывают­ся непредсказуемыми и для самих себя и для окружаю­щих.

На стадии отделения могут возникать следующие формы партнерства: партнерство как балансирование, как «попытка одного слепого вести другого слепого» как освобождение, как игра» в доктора», как вынужденное решение, как удовлетворение любопытства, как притворство, как жажда нежности и ласки. Та или иная конституция или склонности человека играют второстепенную роль. Это значит, что любая форма партнерства, как бы ее ни классифицировали, не является чем-то фатально неизбежным, а может изме­няться с течением времени.
Возникновение конфликтов и микротравм
Если в человеческих взаимоотношениях сталкиваются разные точки зрения и стереотипы поведения (актуаль­ные и базовые способности), то могут возникать кон­фликты, которые накапливаются в виде микротравм (по­стоянно повторяющиеся мелкие душевные раны) и обра­зуют невралгические точки в структуре личности.

В повседневной жизни с ее общепринятыми критерия­ми и партнерской взаимооценке актуальные способности играют решающую роль. Один человек считает другого милым и симпатичным, обосновывая это так: «Он поря­дочный и аккуратный человек, на него можно положить­ся». Отрицательная же оценка выражается примерно так: «Он мне несимпатичен, потому что он неряха, не­точный, несправедливый, невежливый и скупой, ни в чем не проявляет усердия».

Нарушения и расстройства могут возникать на фоне столкновения актуальных способностей: в пределах вто­ричных способностей (можно быть прилежным, но неак­куратным), в пределах первичных способностей (можно доверять другим, но не себе самому), или между обоими видами актуальных способностей (можно быть аккурат­ным, но нетерпеливым). Исходя из этого такие явления, как странности поведения детского возраста, трудности воспитания, проблемы «отцов и детей», конфликты в от­ношениях между ребенком и родителями, а также пробле­мы в партнерстве и невротические странности можно рассматривать как способ реагирования на столкновения пер­вичных и вторичных способностей и тем самым - как ре­зультат неумения дифференцировать. Анализ психичес­ких и социальных конфликтов позволяет выявить две сферы конфликтов, которые воздействуют на характер и вид конфликтной ситуации: это актуальный и базовый конфликт.

Актуальные и базовые способности хотя и заложены в каждом человеке, однако на Западе большее значение придается таким сферам, как тело/ощущение, достиже­ние в деятельности и вторичные способности, а на Востоке, напротив, контактам, фантазии, будущему и первич­ным способностям. Принимая во внимание эти транс­культурные аспекты, можно понять, в чем состоит односторон­ность и целенаправленно устранять ее при помощи пятиступенчатпого метода лечения и самопомощи.
1
Стадия наблюдения и дистанцирования
Следует четко определить, желательно письменно, из-за чего, из-за кого и когда Вы рассердились или обрадовались, и как Вы на это реагировали. Это значит, что нужно упо­мянуть все события, споры и конфликты, а также отме­тить способности, положительные качества.
2
Стадия инвентаризации
Указать, какие проблемы возникали за последние 5 лет (10 пунктов), и как Вы справлялись с ними.

Механизмы реагирования на конфликт. Как влияют проблемы, нарушения и расстройства на общее самочув­ствие, профессию, партнера, семью и другие межлич­ностные отношения, на будущее и связанные с ним планы? Какое значение пациент и его семья придают телу и здоровью, профессии и работе, социальным кон­тактам, событиям общественной жизни, вопросам о смысле жизни и планам на будущее.

Актуальные способности. Какие из них действуют, оставляя микротравмы? Можно ли считать, что развитие Ваших способностей тормозили, не обращали на них должного внимания или формировали их односторонне. Какие последствия всего этого можно отметить с точки зрения психодинамики, динамики семейной жизни и со­циальных контактов?

Модели для подражания. «Путешествие в прошлое» или корни конфликтов: отношение к отцу, матери, бра­тьям и сестрам и другим воспитателям в детстве; время, терпение, пример родителей; брак родителей; внешние контакты; «жизненная философия» родителей, любимое изречение в семье, жизненные установки.

На основании опросника актуальных способностей (ДАО) мы устанавливаем, в какие сферах поведения Вы и Ваш партнер имеете положительные качества, кроме тех, которые Вы критикуете. Таким образом мы можем избежать слишком общих, неопределенных оценок.

3
Стадия ситуативного ободрения
Необходимо обна­ружить у пациента и членов его семьи те положительные качества, которые создадут возможности для более или менее бесконфликтных взаимоотношений. Эти качества следует постоянно поощрять: какие положительные сто­роны имели эти события для Вас и Ваших близких? Как раньше Вы относились к подобным событиям и как справлялись с проблемами?
4
Стадия вербализации
На этой стадии мы конкретно обсуждаем проблемы и неизвестные до сих пор стороны явлений, т.е. невыраженные области. Это происходит в се­мейной, партнерской группе или в группе коллег. Какие проблемы нужно еще решить? Чтобы преодолеть молчание или вы­званное конфликтом нежелание партнеров корректно раз­говаривать друг с другом, мы шаг за шагом развиваем у них коммуникативные навыки по определенным прави­лам. Говорим как о положительных, так и об отрицатель­ных свойствах характера и о переживаниях.
5
Стадия расширения системы целей
Цели и планы на следующие пять лет критически обсуждаются в соответ­ствии с четырьмя сферами переработки конфликта. Це­ленаправленно расширяется суженный кругозор. Паци­ент учится не переносить конфликт на другие сферы по­ведения: «Чему научились партнеры в результате быв­ших конфликтов?» «Какие цели поставили перед собой Вы и Ваш партнер на ближайшие пять лет (назовите пять пунктов)?» «Что бы Вы стали делать, если бы у Вас больше не было никаких проблем?»

В рамках пятиступенчатого метода мы целенаправ­ленно применяем истории и афоризмы. Пациент знако­мится с другими точками зрения, с альтернативным по­ведением, помогающим избегать конфликтов. Истории помогают расшатывать внутреннее сопротивление паци­ента и облегчают овладение приемами самопомощи, до­полняющими психотерапевтические меры.