Самопредставление человека
Коррекция самовосприятия участников — достаточно сложный и утонченный процесс, требующий от ведущего особой чувствительности. Но эти усилия оправданы, так как именно то, как человек себя представляет и воспринимает, во многом определяет те цели, которые он перед собой ставит (в том числе в тренинге), поступки, которые он совершает, и его общее отношение к жизни. Работа с самопредставлением участников затрагивает сложные внутренние структуры, пробуждает и стимулирует их стремление к самопознанию и самосовершенствованию, что при соответствующем сопровождении может способствовать более эффективной перестройке всего «здания» личности. В данной метафоре работа, направленная на развитие психических процессов, различных навыков и т. п., является скорее строительством пристроек к имеющемуся зданию.

Работа с самопредставлением человека так или иначе присутствует в любом тренинге. Даже если ведущий не уделяет этой работе направленного внимания, он меняет собственные представления участников. Любое психологическое приобретение человека меняет его представление о себе. И наоборот, если человек вышел из тренинга с тем же представлением, что и пришел, значит, он ничего не «взял», ничего не освоил. Если он что-то и вынес из тренинга, то, возможно, он скоро от этого откажется. Следует также особо подчеркнуть важность направленного выстраивания работы ведущим на помощь участникам в принятии себя и развитии у них их способности к самораскрытию.

Готовность человека к раскрытию своего «Я» другому человеку является символом сильной и здоровой личности. «Не готовому к самораскрытию человеку приходится создавать внешние маски (ложные «Я») и тратить много энергии на их поддержание, что в конечном итоге приводит к истощению и разорению личности» [i] . Кроме того, процесс самораскрытия каждого участника группе является не только средством его развития, но и средством для развития остальных ее членов. Как отмечает Г. И. Андреева, «каждый раз, познавая другого, формируется и сам познающий индивид. При этом существует двоякая связь: с одной стороны, богатство представлений о самом себе определяет и богатство представлений о другом человеке, с другой стороны, чем более полно раскрывается другой человек, тем более полно становится представление о себе».