Второй этап
Передача ребенку ответственности за его собственную жизнь. Упражнения на рационализацию рассуждений.
Две основные установки в общении с подростком, которые необходимо устранить:
1
Игнорирование наиглавнейшей обязанности, заключающейся в обретении собственного счастья.
2
Руководство жизнью ребенка, что является его прямой обязанностью.
3 подготовительных упражнения:
Возьмите бумагу и карандаш и составьте по возможности полный список всего того, что задевает, беспокоит вас в поведении вашего ребенка.
Выберите для отдельного перечня все то, что имеет вполне определенные последствия для жизни ребенка, но никак не влияет на вас. Этот перечень будет называться перечнем событий жизни ребенка.
Возможно, некоторые пункты имеют явные следствия лишь для вашего ребенка и, относятся к перечню событий его жизни; другие же тесно связаны только с вашей собственной жизнью и, следовательно, к данному перечню не относятся. Но есть и такие пункты, которые вам придется разбить на подпункты, чтобы определить, какой из них влияет на вас, а какой – нет (пример: у вашей дочери привычка курить вне дома, и не существует такого прямого воздействия, которое можно предпринять, чтобы изменить положение).
Во-первых, откажитесь от ответственности за эти пункты. Во-вторых, выработайте у себя доверие к тому, что ваш ребенок может сам принимать правильные решения во всех этих случаях, и дайте ребенку понять и почувствовать это ваше доверие.
Дальнейшие действия:

СНАЧАЛА: выберите из перечня самый значительный пункт, ответственность за который вы легко можете передать ребенку.

ЗАТЕМ: первоначально в воображении попрактикуйтесь в передаче ответственности. Расслабьтесь тем способом, который помогает вам почувствовать себя в мире с окружающим.

ТЕПЕРЬ: отрепетируйте обращение к сыну или дочери, в котором вы передаете ему или ей ответственность за данный пункт перечня.

ЗАТЕМ: отрепетируйте краткое высказывание в отношении тех аспектов данного пункта, которые продолжают вас беспокоить.

ТЕПЕРЬ: отправляйтесь к вашему сыну или вашей дочери, прямо и открыто заявите ему или ей, что вы пришли к определенному решению в отношении конкретной проблемы, и сформулируйте это решение.

ЗАТЕМ: на протяжении следующих нескольких дней или недель аналогичным способом передайте ему или ей ответственность за остальные пункты из перечня событий жизни ребенка.

Пример:

"Я долго думала об этом и теперь понимаю, что поступала глупо. Я не могу заставить тебя делать что-либо, и, кроме того, все это действительно твое дело, так как влияет прежде всего на твою жизнь".

"Я поняла, что ты вполне можешь сам принимать правильные решения относительно занятий в школе".

"С сегодняшнего дня я не собираюсь вмешиваться в эти решения и доверяю тебе: что бы ты ни решил, будет для тебя правильным".

"Я по-прежнему буду интересоваться твоими делами и всячески помогать тебе, если, конечно, ты об этом попросишь, но в целом все это теперь твое дело".

В этом обращении всего шесть предложений, в каждом из них подлежащим является местоимение "я", в обращении нет вопросительных предложений. Предложения такого рода называются «Я-высказываниями».


Сложность в передаче ответственности.

Основная цель: удовлетворение своим ребенком до той степени, до которой он соответствуют стандартам общества, приводит к тому, что и вы, и ваш ребенок оказываетесь обманутыми, сбитыми с толку; вместо этого вы должны научиться чувс­тво­вать удовлетворение при проявлении вашим ребенком уникальной способности к принятию самостоятельных решений.

Три шага, которые можно предпринять в этом направлении:

1. Замечать любые проявления привычки принимать решения за ребенка и стремиться освобождаться от нее.

2. Научиться получать удовольствие от принятия решений самим ребенком.

3. Изменить некоторые мыслей и убеждений относительно ребенка. (Если верить, что ребенок плох, то поведение будет склонять его в эту сторону, и наоборот).