Определение психологического тренинга
Методы психотерапии, прочно сформировавшиеся и закрепленные в массовой культуре, давно являются неотъемлемым компонентом жизни западного общества.

Неясность и непонимание направленности терапии, отсутствие достаточного количества специалистов достойного уровня и непривычность к психологии со стороны русской культуры и менталитета долгое время вызывало у общества недоверие к психологии, как к науке в целом. Но эта установка меняется у тех людей, которые осознали эффективность работы со специалистом, значительно повысив уровень своей жизни.
В современном российском обществе все больше преобладает тенденция к групповой форме работы с психотерапевтом.

Такой подход значительно ускоряет процесс решения проблем и развития личности в целом, так как помимо терапевта, индивидуальная задача решается целой группой участников, где каждый может получить от группы ценный ресурс наблюдения, анализа, советов, критики и примера со стороны.

Группы психологического тренинга являются моделью общества в миниатюре. В них разворачиваются процессы, присущие всем социальным группам во всех слоях социума.

Определение психологического тренинга

Термин «тренинг» (от англ, training) имеет несколько значений — «тренировка, обучение, воспитание, подготовка». Понятие групповой психологический тренинг используется в психологии в более широком смысле, в целях саморазвития, психокоррекции, диагностики и обучения.
Наиболее общее, и точное значение группового психологического тренинга предлагают Н. Ю. Хрящева и С. И. Макшанов, определяющими тренинг как «многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы и организации с целью гармонизации профессионального и личностного бытия человека»

Термин «тренинговая группа» объединяет все специально собранные большие и малые группы, участники которых при содействии ведущего терапевта вовлекаются в опыт интенсивного взаимодействия и общения, направленный на решение различного рода психологических проблем, самосовершенствование отдельных частников, а также на решение общегрупповых проблем и развитие группы.

С точки зрения многих отечественных психотерапевтов, психологический тренинг представляется как активный метод обучения. Однако обучение и активность не являются его ключевыми характеристиками. С. И. Макшанов, отмечает, что сам по себе метод не может быть активным или пассивным, так как активность — это свойство не метода, а объекта. Некоторые специалисты ставят акцент на значение методов воздействия. Но термин «воздействие» больше отражает характеристики процесса тренинга как метода, также не раскрывая его сути. Развитие отдельных качеств тоже не является всеобъемлющим в рамках понятия психологического тренинга. Как отмечает О. П. Кондаурова, в ходе тренинга психологические характеристики могут не только развиваться, но и затормаживаться, а некоторые навыки и умения формируются заново.

Общим и ключевым для понимания психологического тренинга является понятие «опыт». На основании этого можно утверждать, что групповой психологический тренинг является методом преднамеренных изменений человека, направленных на его личностное и профессиональное развитие через приобретение, анализ и переоценку им собственного жизненного опыта в процессе группового взаимодействия. Здесь термин «жизненный опыт» применяется в крайне широком смысле. Каждый человек имеет свой собственный жизненный путь и опыт. То, кем он является в данный момент, определяется чередой событий, с которыми он встречался и тем, как он к этому относится(относился), как реагировал на них и как воспринимает(воспринимал) собственную реакцию. Другими словами, человек как личность в совокупности представлений о себе и внешнем мире есть не что иное, как результат опыта личного взаимодействия с этим миром.