Тренинговая группа как психологическое зеркало
Каждый человек, смотрясь в зеркало, может увидеть лишь отражение своей внешности, причем именно то, которое он показывает зеркалу в данный момент. Одни люди при этом улыбаются, другие хмурятся (в зависимости от того, какое отражение они желают там увидеть). Однако, никакое зеркало не может отобразить внутреннюю сущность человека, его «Я». Свое истинное отражение можно увидеть только со стороны других.

Окружающие люди для нас являются чем-то вроде психологических зеркал. Именно другие люди являются мерилом для человека в его отношении к себе. От сторонних людей человек узнает, кто он, получая при этом оценку — какой он. С каждым новым актом взаимодействия (общения) человек увеличивает свой социальный опыт и вносит корректировки в представление о себе, расширяя его границы. Любой человек, дающий обратную связь другому со своей стороны, неизбежно «преломляет это отражение», пропуская его через собственное «Я». В основном, окружающие нас являются кривыми зеркалами. Человек, заходя в комнату кривых зеркал и видя себя искаженным всегда смеется. То, что он знает свое «правильное» изображение, позволяет ему смеяться. Он знает, как выглядит в «правильном» зеркале.

Если представить человека, который раньше никогда не видел своего настоящего отражения и впервые увидел себя только в кривом зеркале. Он не будет смеяться, так как поверит в то, он такой и есть на самом деле. К сожалению, в мире не существует такого волшебного зеркала, в котором человек может увидеть свой подлинный и беспристрастный психологический образ. Человек обречен строить свой изменяющийся в течение жизни автопортрет по отдельным фрагментам. Каждый из нас успешен в этом в разной степени.

Представление человека о себе, складывающееся в течение жизни, зачастую не совпадает с совокупностью его истинных качеств и представлением окружающих о нем. Относительно любого человека можно выделить несколько проекций-представлений, обозначим их «Ч»: «Ч» — реальный; «Ч1» — представление человека о себе. «Ч2» — представление человека о том, как его воспринимают окружающие. «Ч3» — представление о человеке окружающих. Одной из главных целей социально-психологического тренинга выступает объединение всего комплекса представлений («Ч» = «Ч1» = «Ч2») в сознании каждого человека и развитие навыка формировать конкретное представление о нем у других участников группы («Ч3»). Только при достижении совпадения этих представлений- проекций человек может быть конгруэнтным и успешным.

В тренинговой группе, в отличие от повседневного общения, формирование и коррекция представления человека о себе происходят более выражено, интенсивно, а главное — управляемо. Выражая личностно значимые чувства и мысли и получая при этом обратную связь от других участников, человек получает возможность исследовать себя со стороны. При этом другие участники группы выступают в роли неких «зеркал», отражающих и показывающих ему то, что сам он не может «увидеть». Два автора, Лафт Джозеф и Гарри Инграм, создали широко описанную в литературе схему под названием «Окошко Джогарри», которая иллюстрирует процессы самопознания и самораскрытия в тренинговой группе.
Другие
Я
Я
Знают обо мне
Знаю о себе
Не знаю о себе
Не знают обо мне
1 Открытая область
2 Слепая область
3 Скрытая область
4 Неизвестная область
Открытая область (1) содержит поведение, чувства и мотивы, которые известны и самому человеку, и окружающим. Слепая область (2) состоит из того, что человек сам не замечает, а другие считают неуместным говорить об этом (отталкивающая манера поведения, повышенная агрессивность, навязчивость и другие особенности поведения). Скрытая область (3) содержит то, что осознает субъект, но не знают другие (сфера нерешенных проблем, неблаговидных поступков, интимных моментов в жизни). Неизвестная область (4) — это то, что находится за пределами сознания и самого индивида, и окружающих. Содержательная работа в тренинге приводит к расширению 1-й области за счет уменьшения 2, 3 и 4-й областей. При этом уменьшение 2-й области данной схемы происходит за счет получения обратной связи от группы. Самораскрытие участников позволяет им снять «маски» и приводит к уменьшению 3-й области. Совместно с ведущим группа исследует и 4 область, получает новые знания и понимание.