Постановка проблемы
На самом деле, позитивные моменты могут быть даже в самой болезненной ситуации. Чем тяжелее ситуация с ребенком, чем сильнее она задевает, травмирует родителей, тем больше сил и энергии они готовы вложить в ее разрешение и в изменение исходной ситуации.
Курс предлагает испробовать не совсем обычные средства воспитания, изменить в каком-то смысле образ мышления. Мучительные переживания и отчаяние могут вынудить взрослых опробовать новые подходы к старым проблемам. Поэтому именно отрицательные переживания будут той причиной, благодаря которой возможно приобщиться к менее ограниченному и более счастливому образу жизни - как для родителей, так и для их ребенка.

Если предположить, что нечто в поведении ребенка-подростка расстраивает его семью, то необходимо выработать способ действий в данной ситуации. Эффективный способ может включать в себя несколько этапов, каждый из которых зависит от конкретных условий.

Находясь в сложной, болезненной ситуации, которая складывалась постепенно, и в ее возникновении, так или иначе, принимали участие все члены семьи, поэтому ее нельзя разрешить с помощью нескольких поверхностных приемов и техник. Только длительные усилия со стороны родителей, на протяжении продолжительного времени (нескольких месяцев, а то и больше) вероятнее всего, приведут к дальнейшему улучшению.

Если в семье родитель-одиночка, то его старания, почти наверняка, дадут положительные результаты. Если в воспитании ребенка вовлечены двое родителей, то определенное преимущество заключается в принятии ими обоими подхода к решению проблем. Однако если партнер уклоняется от участия в этой работе, то это все же не может помешать проделать все в одиночку. В любом случае, как свидетельствует огромный опыт детских и семейных терапевтов, улучшение исходных взаимоотношений с ребенком зависит от того, насколько искренне и постоянно будет проделываться эта серьезная работа.
На начальном этапе необходимо прояснить для себя и удерживать в уме то, чего на самом деле нужно достигнуть, общаясь с ребенком, для обретения большей уверенности в продвижении к конкретной цели. В противном случае это чревато зарыванием все глубже и глубже в исходную стрессовую ситуацию.
В подобных случаях, родители обычно стремятся одновременно к нескольким целям, которые, к тому же, находятся на разных уровнях. На более непосредственном, конкретном уровне они прилагают все силы, чтобы изменить некое поведение ребенка, которое, собственно, их и беспокоит, пример:
Он должен ходить в школу!
Она должна приходить вовремя!
Она должна прекратить ругаться!
Он не может продолжать заниматься воровством!
Когда родителей просят объяснить, почему они хотят добиться именно этих изменений, они обычно указывают на более отдаленные цели, относящиеся уже к несколько более обобщенному уровню. Например:

Чтобы он окончил школу, и смог получить хорошую работу. Прекратил воровать, ругаться и приходил вовремя, для того, чтобы он стал честным и хорошим человеком, не попал в беду.

Если обобщить на самом высоком уровне всё то, к чему, стремится большинство родителей, то получается цель, включающая в себя почти все частные цели:

«Я хочу, чтобы мой ребенок стал порядочным, ответственным человеком, способным принимать в отношении самого себя правильные решения».
Этот процесс будет осуществляться наилучшим образом на всех уровнях, если родитель забудет на время о целях более низких уровнях и направит всю свою энергию на достижение наивысшей цели. В действительности, невозможно достичь многих целей более низких уровней, если стремиться прямо и непосредственно к ним, и все попытки сделать это скорее ухудшат, нежели улучшат ситуацию. Попытки, предпринимаемые для того, чтобы ребенок прекратил воровать или начал ходить в школу, приведут к увеличению случаев воровства и прогулов, особенно, если совершая все это, ребенок "награждается" вниманием взрослых. Однако те же самые цели более низких уровней зачастую как бы встают на свое место, когда стремление направлено к более высокой цели.

По этой причине, необходимо на некоторое время отодвинуть в сторону беспокойство по поводу происходящего в отношениях с ребенком кризиса, и поставить вопрос: "Что я могу сделать в этой ситуации, чтобы помочь моему ребенку быть более ответственным и способным принимать свои собственные решения?"