Новейшая история групповой терапии
Современная история групповой психотерапии уходит своими корнями в 1940-е гг., когда ее впервые начали применять во время Второй мировой войны. Тогда стало остро не хватать профессионально подготовленных психотерапевтов, так как огромное количество ветеранов нуждалось в психологической помощи. Это послужило импульсом к экспериментированию и развитию практической психологии. Среди известных специалистов того времени, которые разрабатывали психоаналитически ориентированные методы работы с группами, можно назвать Сэмюэля Слэвсона и Александра Вольфа. Слэвсон объединил групповой подход, неформальные способы обучения и психоанализ в "группах активности", где детей поощряли к тому, чтобы разрешать конфликты и осуществлять свои импульсивные желания, разыгрывая их перед группой. Вольф применял в условиях группы такие традиционные психоаналитические методы, как толкование сновидений, свободные ассоциации и исследование ранних этапов развития личности.

В работах Карла Роджерса отражена тенденция к более полному вовлечению терапевта в жизнь группы, которая характерна для 50-60-х годов. В свойственных гуманистической психологии подходах к работе с группами подчеркивается, что выражение чувств важнее, чем применение интеллекта. Кроме того, в настоящее время те, кто практикует работу с группами, приспособили к нынешним конкретным ситуациям и потребностям клиентов также и более традиционные учения. Например, в группах телесной терапии многое заимствовано из учения Вильгельма Райха, в группах темоцентрированного взаимодействия используются элементы психоанализа в сочетании с гуманистическими ценностными установками, а группы тренинга умений объединяют бихевиоризм с обучением путем приобретения опыта.

Терапевты, признающие необходимость учета групповой динамики, считают, что центральное место в истории психокоррекционных групп занимает Курт Левин, и рассматривают его "теорию поля" в качестве концептуального ядра теории групп. Левин, будучи социальным психологом, оказал более сильное влияние на современные исследования малых групп, чем кто-либо другой. Еще в 40-х годах он заявлял, что "обычно легче изменить индивидов, собранных в группу, чем изменить любого из них по отдельности"
С тех пор групповая психотерапия претерпела целый ряд изменений, адаптируясь к меняющимся условиям клинической практики. По мере того как появлялись (а иногда и исчезали) новые синдромы, формы работы и теоретические подходы, соответственно изменялась и практика групповой терапии. Многообразие ее форм сегодня столь очевидно, что правильнее будет говорить не о групповой терапии, а о многих групповых терапиях. Группы для страдающих расстройствами питания, группы психологической поддержки для онкологических больных, группы для жертв сексуального насилия, для больных СПИДом,
для пожилых людей со старческими нарушениями психики, для утративших способность к полноценной жизни в результате панических расстройств или обсессивно-компульсивных нарушений, для больных хронической шизофренией, для взрослых детей алкоголиков, для родителей детей, ставших жертвами сексуального насилия, для мужчин, избивающих своих жен, для разведенных, для переживающих утрату близкого человека, для неблагополучных семей, для супружеских пар, для больных инфарктом миокарда, парезами и параличами, диабетической слепотой, почечной недостаточностью, для пациентов с пересаженным костным мозгом - все эти группы являются формами групповой психотерапии.
Условия, в которых проводится групповая терапия, также характеризуются многовариантностью: терапевтической является и группа для хронических больных или пациентов в стадии острого психоза, собирающаяся в больничной палате с голыми стенами, и группа сравнительно неплохо адаптированных личностей с невротическими или характерологическими расстройствами, встречающаяся в уютном офисе частного психотерапевта. Разнообразие технических стилей просто ошеломляет: группы краткосрочной терапии, группы гештальт-терапии, группы поддержки и самовыражения, когнитивно-бихевиоральные, психоаналитические, образовательные психологические группы, группы динамического взаимодействия, психодрамы - все эти, а также многие другие группы принадлежат к разряду психотерапевтических. Семейство многочисленных вариантов групповых терапий разрастается еще больше за счет присутствия дальних родственников, групп - двоюродных братьев и сестер, терапевтических: групп опыта (или процессуальных групп), а также многочисленных групп самопомощи (или взаимоподдержки) - таких, как "Анонимные Алкоголики" (и множество других групп, берущих за основу 12-шаговую программу выздоровления), "Взрослые, Пережившие Инцест", "Анонимные Сексуальнозависимые", "Родители Убитых Детей", "Анонимные Переедающие" и "Объединения Выздоравливающих". Хоть формально они и не являются терапевтическими группами, однако действуют зачастую именно как терапевтические, без особых церемоний пересекая размытые границы между личностным ростом, поддержкой, обучением и терапией. Иногда терапевтические группы, кажущиеся совершенно различными по форме, но ставящие перед собой сходные цели, опираются па идентичные механизмы изменения.
Одним из самых важных, фундаментальных допущений является допущение о ключевом характере межличностного взаимодействия в групповой терапии. По-настоящему эффективная терапевтическая группа в первую очередь обеспечивает арену для свободного взаимодействия пациентов друг с другом, затем - помогает им выявить для себя и понять, что в этом взаимодействии идет не так, и в конечном итоге изменить свои дезадаптивные паттерны.
Группы, исходящие в своей деятельности исключительно из каких-то иных допущений, таких как образовательные или когнитивно-бихевиоральные принципы, лишают себя возможности пожинать терапевтический урожай групповой терапии в полном его объеме. Любая из этих форм групповой терапии может быть существенно более эффективной за счет фокусирования на межличностном процессе.