Методологическая концепция психотерапии
Семейная терапия как самостоятельное направление в психотерапии. Взаимообъединение техник воздействия в работе с семьей с точки зрения общения между членами семьи, поколениями.
В настоящее время исследователи насчитывают от 500 до 1000 методов психотерапии. Совершенно очевидно, что методов психотерапии значительно меньше, а увеличение количества методов связано с тем, что каждый психотерапевт стремится скорее персонифицировать свой опыт, нежели признаться в том, что он является учеником и последователем другого психотерапевта.

Для того чтобы лучше ориентироваться во всем многообразии методов и техник психотерапии лучше воспользоваться предложением М. М. Решетникова подразделить методы психотерапии по следующим направлениям:
1
методы психотерапии, основанные на внушении (самовнушении)
2
поведенческая психотерапия
3
когнитивная психотерапия
4
психоаналитическая (психодинамическая) психотерапия
5
экзистенциальная (гуманистическая) психотерапия
6
психотерапия
Отнесение семейной психотерапии к самостоятельному направлению достаточно спорно и имеет в нашей стране больше противников, чем сторонников.

Основанием для выделения семейной психотерапии в самостоятельное направление является то, что семья является уникальным социальным организмом, имеющим свои уникальные специфические признаки, свои механизмы функционирования:
структура базисных семейных ролей
учение о вертикальных и горизонтальных стрессорах – концепция «патологизирующего семейного наследования» и теория жизненного цикла семьи
семья, как живая открытая система, функционирующая в неравновесных условиях
семейные подсистемы и границы
семейные мифы
семейные когнитивные сценарии, «наивная семейная психология»
Во-вторых, наличие разнообразных теорий, объясняющих функционирование семьи как целого.

В-третьих, близость и взаимопроникновение этих теорий в объяснении функционирования семей: психодинамические, системные, структурные, коммуникативные и стратегические теории семейной психотерапии скорее дополняют друг друга, чем опровергают.

Признание семейной психотерапии самостоятельным направлением обязывает психотерапевтов сосредоточить свое внимание на исследовании показаний и противопоказаний к ее методам, концептуализации процесса психотерапии в рамках разных методов, изучении эффективности и разработке критериев ее оценки, личностных и профессиональных качеств психотерапевтов, разработке программ обучения по семейной психотерапии и др.

Семейная психотерапия является наиболее востребованным методом психотерапии в детской психоневрологии, соматической и психосоматической медицине в современной России. Это связано с тем, что биологическое, психологическое и социальное функционирование ребенка и даже подростка осуществляется в тесной взаимосвязи с семьей, с ее эволюцией или стагнацией, со способностью к дифференциации собственного жизненного опыта, с удовлетворением базисных потребностей членов семьи и семьи в целом – в самоактуализации, безопасности, принятии и одобрении, росте и изменениях. Если взрослый человек становится схимником и общается с Богом, с собой и природой, то это результат его добровольного и осознанного выбора. Схимничество ребенка – скорее всего следствие сиротства души, нарушение его семейной социализации.

Концепция «патологизирующего семейного наследования» подразумевает собой формирование, фиксацию и передачу тех паттернов эмоционально-поведенческого реагирования от представителей поколения прародителей к представителям последующих поколений в дисфункциональных семьях, из-за которых ребенок – «идентифицированный пациент» – оказывается в состоянии психической и социальной дезадаптации. В рамках данной концепции проведены исследования когнитивных стилей и сценариев, образа «Я», полоролевой идентичности, фрустрационной толерантности, копинг-стратегий, алекситимии, уровней и структуры проявлений агрессивности у детей и подростков с нервно-психическими и психосоматическими расстройствами, а также у их родителей и прародителей. Кроме того, были исследованы такие параметры функционирования семей,
как структура базисных ролей, границы и подсистемы, характер коммуникаций, сплоченность и семейная адаптация, «семейные мифы» и сценарии. О дезадаптации детей и подростков, о снижении качества их жизни – интегративной характеристике их жизнедеятельности – свидетельствовал тот факт, что дети в своих дисфункциональных семьях играли роли (помимо «идентифицированного пациента») «козла отпущения», «жертвы», «квазиклея» и «громоотвода», неосознанно поддерживая целостность семьи, нарушенную хроническим не разрешаемым супружеским конфликтом родителей.
Установлено, что нервно-психические и соматические расстройства являются результатом конфликтов между представителями одного или нескольких поколений в семьях (мы не обсуждаем в данном контексте несомненную роль и значение биологических факторов в этиопатогенезе этих расстройств). Выявлены тенденции к улучшению качества жизни и убыванию адаптивных возможностей у личности в дисфункциональных семьях – в направлении от поколений прародителей к поколениям внуков. В основе механизма патологизирующего семейного наследования лежат явления позитивной и негативной транспроекции от поколения к поколению черт личности, когнитивных стилей, паттернов эмоционально-поведенческого реагирования.

Разработка концепции «патологизирующего семейного наследования» шла бок о бок с разработкой и апробацией модели семейной психотерапии, наиболее полно учитывающей национальные и культурные особенности населения России. Наиболее плодотворными теориями для создания оригинальной интегративной семейной системной психотерапии оказались: «психология отношений» В. Н. Мясищева и психоаналитическая парадигма; системный подход, опирающийся на общую теорию систем Л. фон Берталанфи, Н. Винера и И. Пригожина; когнитивные теории личности, «наивная семейная психология» В. Юстицкиса и Э. Г. Эйдемиллера); конструктивистский и нарративный подходы; концепция «патологизирующего семейного наследования».

Как взаимообъединение этих теорий и опыта проведения психотерапии интегративная семейная системная психотерапия представляет собой систему генерируемых (семьей и психотерапевтом) внутренних и внешних психологических воздействий на семью как на живую открытую систему с целью оптимизации ее функционирования. Позиция и роль психотерапевта – «переводчик», облегчающий проведение полномасштабных переговоров членов семьи на языке, на котором они понимают друг друга, описывают свою реальность с целью коррекции этих описаний и последующей за ними коррекцией взаимоотношений.

Метафорой такой психотерапии может служить следующий образ: каждая семья -композитор своей музыки под названием жизнь, а также ее исполнитель и дирижер. Неэффективность появляется тогда, когда члены семьи не могут договориться о репертуаре, способах и последовательности исполнения произведения. Кто же тогда семейный психотерапевт? Временный дирижер-консультант, которого призвали способствовать налаживанию понимания в семье, проведению репетиций, а затем быть готовым покинуть семью. Семья же играет свою музыку – музыку боли, радости, жизни.