Механизм работы в тренинговой группе
Возможность работы непосредственно с опытом позволяет использование психологического тренинга в качестве важного элемента профессиональной подготовки. Тренинг помогает «преодолеть ограничения, накладываемые на профессиональную деятельность традиционными методами обучения, и может выступать в качестве мостика между безусловно необходимыми, но тем не менее «перцептивно пустыми» теоретическими знаниями, с одной стороны, и практикой, с другой стороны. В традиционных формах профессиональной подготовки предполагается, что вначале специалист получает информацию и только через неопределенное время возможность ее использования. Только тогда происходит реальная оценка субъектом применимости полученного знания и закрепление того, что еще от них осталось».

Информация подвергается большему воздействию механизмов вытеснения, забывания или последующего непринятия (отказа), если она остается не связанной с эмоциональными переживаниями от практического использования полученных знаний. В групповом тренинге есть возможность соотнесения деятельности, полученной информации, эмоционального проживания новых моделей поведения и связанных с ними результатов в реальном времени, что обеспечивается действием каналов обратной связи. В процессе работы, специалист ведущий тренинговую группу, при получении обратной связи выявляет имеющиеся у него «белые пятна»(дефицит различных теоретических знаний, умений и навыков, а также неадекватность стереотипов и установок.

Психологический тренинг также позволяет работать с внутренними глубинными структурами личности, трудно поддающимися коррекции с помощью других методов. При этом задача специалиста, ведущего группу в личностно ориентированном психологическом тренинге, первостепенно заключается в «пробуждении» и активизации личности, развитие здесь отступает на второй план. Человек меняет себя сам, по разному реагируя на ситуации и ощущение собственной успешности (или неуспешности) в них, его нельзя изменить. В этот момент можно только быть рядом с ним, помогать ему, создавая соответствующие условия.