Курс «Психология развития» входит в программу обучения профессиональной переподготовки для семейных психологов. Полное название курса «Психология развития: возрастные кризисы, семейные сценарии».

Краткое содержание курса:

1. Психология развития, объект, предмет (а так же схематически на примере основных
разделов).

2. Понятие психологической нормы (понятие, основные факторы, влияющие на
содержание понятия психологической нормы).

3. Возраст, как системное качество, виды возраста.

4. Биологические основы психики (наследуемое, врожденное, понятие среды).

5. Методы психологии развития. Классификация методов психологического
исследования. Принципы разработки методов психологии развития (возрастной
психологии) на различных этапах развития науки.

6. Теории психического развития. Особенности биогенетических подходов.
Психоаналитическая теория развития (основные движущие силы, участвующие в
развитии; психосексуальные стадии развития; причины фиксации и их влияние на
формирование различных типов характеров и связанных с ними психологических
проблем и нарушений поведения).

7. Теории психического развития. Теории рекапитуляции. Возрастная периодизация
Гетчинсона.

8. Теории психического развития. Особенности социогенетических подходов. Концепция Э.Эриксона. Этапы развития, базовые конфликты, основные задачи каждого этапа.

9. Теории психического развития. Особенности когнитивных теорий. Механизмы приспособления при взаимодействии с окружающей средой. Особенности протекания
процесса развития интеллекта.

10. Теории психического развития. Персоногенетический подход. Концепции А. Маслоу
и К. Роджерса. Сходства и отличия. Модель экологических систем.

11. Механизм психического развития. Ведущая деятельность. Понятие кризиса развития,
как переход от одного этапа развития к другому. Конструктивные и негативные аспекты кризиса развития. Основные возрастные кризисы. Психологическое новообразование.

12. Диагностика возрастного развития. Виды диагностики. Основные задачи диагностики.

13. Диагностика готовности к школьному обучению: диагностика познавательных
процессов и эмоциональной готовности к обучению. Психодиагностика в школе.