Различные взгляды на психологический тренинг
С. И. Макшанов, в противовес к «развитию», вводит более специализированный термин «преднамеренное изменение». Это понятие более широко отражает цель, процесс и результат изменения, выделяя их осознанный характер. «Преднамеренное изменение» распространяется уже на ситуации, которые не относятся к развитию в традиционном понимании, к примеру, когда в результате преднамеренного изменения отношение человека к чему-либо меняется то это, является сугубо изменением, а не развитием. То есть, развитие невозможно без изменения, а изменение без развития—да. Преднамеренное изменение подразумевает и развитие и коррекцию.

Многие известные терапевты выделяют понятие опыт в тесном сочетании с обучением. Кьелл Рудестам отмечает тренинговую форму как «ядро обучающего опыта, а в некоторых случаях — единственный эффективный метод изменения и обучения человека». Он заявляет, что, «наблюдая процесс взаимодействия в группе, каждый участник идентифицирует себя с другими и использует появившуюся эмоциональную связь для оценивания собственного поведения и чувств. Поток опыта и все переживания, возникающие в группе, позволяют всем участникам проанализировать и переоценить различные ограничивающие убеждения и установки. В процессе тренинга участники могут также смоделировать и применить различные навыки, которые они могут в дальнейшем перенести в реальную жизнь».

Виктор Каган описывает тренинг как совершенно особую форму обучения, опирающуюся не на декларативное, а на реальное знание и дающую возможность пережить на собственном опыте то, о чем лекция говорит вообще. Он отмечает, что «декларативное знание о вреде пьянства или курения, соблюдении десяти заповедей и т. п. мало что способно изменить в этом мире в жизни людей. Его логически завершенная форма — эрудиция, которую Амбруаз Паре едко назвал «пылью, вытряхнутой из книг в пустой череп».