Возникновение групповой терапии
Уже на самых ранних этапах развития человеческого общества, люди собирались в группы, чтобы обеспечить свое выживание и развитие. В первобытных племенах, совместными ритуальными действиями и плясками, отмечались важные события и культовые об­ряды.

Многие древнегреческие мыслители, в том числе великий Сократ, прибегали к групповой форме философствования, чтобы проверить свои идеи о природе Вселенной и человеческого рода; средневековые монахи объединялись в религиозные ордена, дабы очищать душу и постигать Божественную сущность.

Эти ранние формы объединения уже содержали в себе зачатки наблюдающихся в современной психологии тенденций к работе с группами. Однако, при всем том, что тя­готение к различного рода группам было свойственно людям на протяжении всей истории человечества, связь древних подходов с современными методами сознательного использования групп, имеющими задачу целенаправленное воздействие на личность, лишь недавно стала предметом научно-психологического исследования.
Колоритным примером, подтверждающим существование косвенных связей между прошлым и настоящим, может служить скандально знаменитый маркиз де Сад. Когда его заключили в Шарантон, лечебницу для умалишенных, он коротал там время писанием и постановкой пьес, которые разыгрывались его соседями по палате перед пестрой больнич­ной публикой.
По ходу даваемых в этом «живом театре» представлений публика и режиссер наб­людали порой тошнотворные сцены, во время которых самодеятельные актеры, слой за слоем, обнажали свой внутренний мир, чему, по всей видимости, способствовало богатое и извращенное воображение маркиза. Свидетельства о том, что эксперименты де Сада в таком "живом театре" оказывали лечебное воздействие на заключенных, явились для современных авторов основанием для того, чтобы рассматривать их как один из ранних опытов групповой психотерапии. Однако систематическое применение театральных приемов для исследования психики и влияния на нее началось только в начале XX века.

Еще одним историческим предвестием современной групповой психотерапии мо­гут служить опыты Антона Месмера. Этот, работавший в Париже австрийский врач, приобрел международную известность благодаря своему умению излечивать от самых разныхсоматических и психических болезней. Месмер считал, что здоровье человека зависит от разлитых в атмосфере невидимых магнетических флюидов, которые исходят от звезд, и что любые нарушения равновесия этих флюидов вызывают заболевания. Месмер утверждал, что умеет исправлять такие нарушения прикосновением магнетического жезла, а позже, что может делать это с помощью целительной силы своих рук. Месмер собирал группу пациентов вокруг деревянного чана с водой, после чего он в развевающейся мантии и с вол­шебным жезлом в руках эффектно появлялся на сцене. В то время как пациенты держались за отходившие от чана специальные железные стержни и друг за друга, целитель касался каждого из них своим жезлом. Группа легко поддавалась воздествию эмоциональной атмосферы происходящего, пациенты начинали смеяться, плакать и даже галлюцинировать и биться в судорогах якобы под влиянием наводимых Месмером "чар" и "животного магнетизма", который, как считалось, источался омывающей железные стержни водой. В результате состояние некоторых больных улучшалось.

Поведение индивидов в группах и влияние группы как на практически здоровых, так и на больных людей стали предметом систематических исследований только в XIX-XX веках. Развитие и использование группового подхода во врачебной практике в значительной степени было предопределено спецификой исторической ситуации.

В Соединенных Штатах первые попытки применения групповых методов лечения получи­ли название "репрессивно-инспирационной" (буквально: "подавляюще-вдохновляющей") терапии, и эти методы доминировали в первой трети XX столетия.